Какими методами пользуются учителя, обучая вашего ребенка?
Какими методами пользуются учителя, обучая вашего ребенка?
Обучая ребенка в школе, учитель пользуется разными методами, которые можно сочетать друг с другом или подбирать соответственно возрасту. Каждый метод выполняет определенную задачу, и представляет комплексное воздействие на ученика. На образовательном портале «Учитель» http://uchitelya.com вы сможете найти различные методические разработки, пособия, материалы для самообразования и обучения.
На сегодняшний день нет единой классификации методов. Самая распространенная классификация, предложенная Е.В.Перовским, ориентируется на источник получения знаний:
1. Словесные (беседа, рассказ, работа с книгой).
2. Практические (выполнение упражнений, самостоятельных и контрольных работ, составление графиков, диаграмм).
3. Наглядные (показ картин, иллюстративного материала, кинофильмов).
Данная классификация удобна учителю, потому что она характеризует его деятельность по внешнему признаку. Но как учесть воздействие на ребенка?
Классификаторы Скаткин и Лернер учли не только деятельность учителя, но и показали через свою классификацию и воздействие на ребенка.
1. Учитель, который часто пользуется только объяснительно-иллюстративным методом, не развивает в детях самостоятельность. Дети привыкают к готовым знаниям, они сами их не «добывают». Поэтому этот метод считает устаревшим и наименее эффективным. Его можно применять только на начальной стадии изучения материала, когда дети узнают что-то новое, но в процессе закрепления темы лучше всего пользоваться следующим методом.
2. Исследовательский. Предполагает поиск и творческое решение поставленных задач. Например, учитель дает задание исполнить сцену из художественного произведения. Ребенок решает сразу несколько задач: он ищет себе пару, организует творческую группу, распределяет роли и демонстрирует результат.
3. Проблемное изложение. Это не просто воспроизведение знаний в готовом виде. Это рассказ материала с акцентом на пути решения проблемы. Например, на уроках геометрии часто требуется доказать теорему. Чтобы научить, педагог ставит проблему найти доказательство теоремы, обращая внимание на определенные акценты. Показывая путь решения теоремы, учитель снова обращает внимание на логической цепочке доказательств, аргументов в пользу того или иного утверждения. Дети не только следят за ходом доказательств, но и «откладывают» полезные сведения, используя их в решении последующих задач.
4. Частично-поисковый входит в группу эффективных методов. Он предполагает работу не только учителя, но и учеников, которые на определенном этапе занятия под руководством учителя приходят к правильному результату.
5. Репродуктивный, менее эффективный, связан с усвоением материала в готовом виде и воспроизведением его через некоторое время.