Видеокурсы, видеоуроки, обучающие видео, тренинги

Основные учебные воздействия и вспомогательные

0

Основные учебные воздействия и вспомогательные

Выделяют основные учебные воздействия и вспомогательные. К основным учебным воздействиям относят учебные задачи. Вспомогательные учебные воздействия — это указания, вопросы, подсказки, рекомендации, вспомогательные задачи и т. д., которые предоставляются ученикам каналами обратной связи в тех случаях, когда они чувствуют определенные трудности.

Некоторые из них, например, указания и вопросы, рекомендации и так далее, могут выступать не только как вспомогательное учебное влияние, но и как определенный компонент условия задачи. Например, вопрос является составным компонентом обучающей задачи, требование которой формулируется в терминах определенного учебного предмета. А указание должно выступать в качестве компонента условия задачи, которое уточняет новые требования к решению задачи (например, развязать задачу арифметическим способом).

В обучающей деятельности основную роль играют идеальные (информационные) средства и справочники, однако используются и материальные средства (разные технологические средства, включая компьютер), а также материализованные средства (разные средства наглядности — например географические карты, разнообразные муляжи и так далее). При этом функции этих средств разнообразны. Так, например, компьютер занимает особенное место в системе средств учебы: он моделирует деятельность учителя, осуществляет управление учебной деятельностью.

Рассмотрим более обстоятельно учебные воздействия. Основными учебными воздействиями являются учебные задачи, что их ставит учитель.

Неявные учебные задачи учитель ставит преимущественно на этапе преподавания нового материала — как демонстрацию (воспроизведение) учителем учебной деятельности на уровне, достичь которого, по мнению учителя, должны ученики. При анализе учебных воздействий существенное значение имеют, с одной стороны, такие их параметры, как:

а) уровень воспроизведения;

б) содержание учебы (оно включает содержание учебного предмета, при этом имеет значение, насколько полно он выкладывается, а также содержание, которое дополнительно привлекается для достижения отдаленных целей).

Выделяют такие уровни воспроизведения (демонстрации) учебной деятельности:

а) предметно-смысловой уровень — здесь имеет место или чисто описательное раскрытие содержания, или объяснительное (при этом раскрываются некоторые характеристики объектов, их функционирование, некоторые закономерности развития);

б) предметно-операциональный — здесь не ограничиваются описанием объектов, объяснением способов их функционирования, но и раскрывают способ операции ими (например, прием анализа геометрической фигуры или грамматической категории и т. д.);

в) рефлексивный уровень — здесь учитель выносит наружу, демонстрирует основные эвристические средства (гипотезы, приемы анализа условия, поиска решения и тому подобное).

Вспомогательные учебные воздействия включают:

а) вопрос;

б) указания «смысловые», «операционные», «мотивационные»;

в) подсказки и намеки;

г) вспомогательные задачи;

д) демонстрацию выполнения определенного действия.

Выбор вида учебного воздействия в значительной степени зависит от характера трудностей, которые чувствует ученик.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.